Ты должен позаботиться обо мне, ресторатор
В Гродно открываются и открываются кафе. А я почти не чувствую радости. Всё потому, что чаще всего формат этих заведений – изъезженный «кофе и десерт». Вам тоже кажется, что эпидемия вывесок «мы открылись» переходит допустимые границы? Кричать-то кричат, а свежих решений не предлагают. Может, пришло время объектам общепита (особенно новым) задуматься над созданием собственного социального КПД?
Новое и не забытое старое
Прогуляемся по Большой Троицкой Гродно. За последний год только на этой улице открылись четыре «точки»: кофейня Coffee Pause с венскими вафлями, кафе Wooden c хот-догами, бар-кальянная THE ШТАБ и кафе Моно с кофе и десертами.
Выходим на Советскую площадь возле Нового замка. Слева – стильные и тоже новорожденные Гранат и Проходная. Напротив собора готовится к релизу Кавалава. Батория заканчивает ремонт в кафетерии.
Начиная с 2017 года, в Гродно открылось более 60 заведений, из них 17 – в первом квартале 2019 года, сообщил канал Гродно Плюс.
Кислорода в среде рестораторов становится меньше. Из-за жесткой конкуренции и отсутствия у заведений четко выраженного «я» страдают, в первую очередь, новички. Нужно подтверждение? Возвращаемся на Большую Троицкую. 6 попыток зайти весной-летом в кофейню Моно – и все провальные. Заведение (уже?) не работает. Кафе Wooden тоже закрыто. Написано, на ребрендинг.
Наивный лозунг «мы открылись» способен очаровать потенциального посетителя лишь на первых парах. Но если у кафе, кофейни, ресторана нет изюминки, можно ли надеяться на серьезные отношения? Вряд ли.
Напрашивается вопрос: так как понравиться гостю? Надо понимать, что времена дефицитов прошли. Сегодня потребитель заказывает музыку. А он избалован. И так как вкусно готовить многие гости умеют сами, именно сервис способен стать той вишенкой на торте, благодаря которой аудитория возвращается «в то самое место». Об этом поговорим поподробней.
Меню и социальный бонус
Кофемашина на работе готовит эспрессо не хуже, чем бариста в кафешке рядом с офисом?
Друг по видео на Youtube повторил рецепт пасты «Карбонара», и получилось не хуже, чем в ресторане?
Пища все реже служит стимулом «куда-нибудь выбраться». Человек классно и с удовольствием готовит сам, подключая бытовую технику. В ресторан-кафе-бар-паб-кофейню он выбирается больше за атмосферой, воспроизвести которую дома не возможно. Это не только живая музыка (как на Веранде) или интерьер (например, очуменный зеркальный туалет в Гудини).
Это может (и должна?) быть особенная социальная среда, которая отвечает вашим привычкам и образу жизни. Первый пример, который пришел в голову, – это московская кофейня, в которой продают литературу, которую «пропустила» критик «Медузы» Галина Юзефович. Галина встречается за чашкой кофе с читателями, а те, кто любит хорошую современную литературу, специально бегут на Никитский бульвар проверить полку с новинками. Некоторые издания появляются в кофейне раньше, чем в книжных магазинах. Не удивительно, что для книголюбов «Кофе пью и читаю» и есть то самое место. У нас прорисовывать социальную значимость заведения стесняются.
Ещё примеры. В Вильнюсе популярно кафе, где обитают коты. Да и вообще европейцы уважают места, в которые можно зайти с питомцами. У нас? Могут выпроводить.
Что мешает бизнесмену сделать подобное котокафе в Гродно или Бресте? Законодательство? Так поспособствуйте внесению поправок. И этим улучшите социальные условия для людей, которые принесут вам и деньги, и благодарность. Вы же хотите, чтобы у вас был аншлаг?
В Варшаве в книжном магазине eMeSeN можно почитать любую книгу. И выпить кофе. Потому что в Варшаве есть кофейня-магазин (и не одна).
Подскажите, а в каком гродненском кафе можно почитать хотя бы газету? А свежую? Я не говорю про книжную новинку, которую владелец купил специально для клиентов (исключение – кафе Шерлок в Бресте, где есть новенькое собрание сочинений о похождениях Шерлока Холмса). Буккроссинг не в счет. Во многих заведениях, где такие полки есть, они больше украшение, чем средство социализации.
Идем дальше. Сколько твоих знакомых пересели на велосипеды? Моих много. А кто из местных рестораторов установил для них велопарковки?
Слышали про быстрые свидания? Парочка энтузиастов пыталась двинуть тему в Гродно. Не выстрелило. Почему бы кому-то из кафе не подхватить идею, но предлагать участие не за деньги (с включенным напитком), а бесплатно? Чтобы заведение – это официальная площадка для встреч. В назначенное время люди приходят, знакомятся. Ясное дело, они что-то закажут. Но когда выбор напитка и блюда добровольный, у гостя возникнут совсем другие ощущения. И по отношению к кафе в том числе.
Итоги
Социальные бонусы, которые ресторатор может предложить гостю, – это фишка, которой можно раз и навсегда расположить к себе аудиторию. Да, отстройка от конкурентов в этом случае будет стоить владельцу заведения не только денег, но нервов и времени. Но, похоже, сегодня это единственный беспроигрышный метод: хорошую еду клиент воспринимает как маст би, а вот особенную атмосферу – надо искать.
Гость хочет знать, что заботятся о Нем. И, если заведение хочет называться любимым, самое время прокачать свой социальный коэффициент полезного действия.